ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
Напишите нам!
О насУслугиНалогиЗарплатаНовости

Темная сторона

30 июня 2011

Пенсионную реформу поминают недобрым словом за повышение страховых тарифов, но у неё есть и ещё одна сторона, техническая и не очень обсуждаемая, скрытая от «широкой общественности».

Понятно и до боли ощутимо, когда, например, торговому бизнесу на «вмёненке» вместо 14 рублей с каждой сотни заработной платы приходится выплачивать 34. На столь ярком фоне проблема персонифицированной отчётности в системе обязательного пенсионного страхования внушительной на первый взгляд не выглядит.

Однако, 2011 год отмечен ежеквартальной отчётностью для индивидуального учёта против «золотого» дореформенного века, когда отчитывались один раз в год. Другими словами интенсивность обязанностей по сдаче отчётности возросла в 4 раза. Цифра не менее наглядна, чем ставки страховых тарифов.

Считается, что каждый работающий гражданин является застрахованным в системе пенсионного страхования, т.е. имеет право на получение пенсии. Помимо базовой части пенсии,  гарантированной государством, есть ещё две — страховая и накопительная. По отношению к базе, это прибавки, размер которых определяется на основе взносов, поступивших за каждое застрахованное лицо. Данные о поступлениях учитываются на индивидуальном страховом счёте, который есть у каждого работника. Номер индивидуального счёта указан в пластиковых карточках бледно-зелёного цвета. Это не что иное, как страховое свидетельство.

Обязанность работодателя — наполнять этот счёт не только деньгами, но и информацией, передаваемой в Пенсионный фонд. Если нет информации от работодателя, то и нет «условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица». То есть, если по каким-либо причинам работодатель «исчезнет», не представив данные в Пенсионный фонд, период вне отчётности для работников пропадёт.

Вопросы предоставления данных работодателю и ПФР приходится решать совместно. Для работодателя это обязанность, которую надо исполнить законным способом и в установленные сроки. Если конкретно — заполнить на бумаге все необходимые формы и передать их в Пенсионный фонд.

Теперь представьте себе информационную волну, захлестывающую каждый квартал ПФР и вашего бухгалтера с бумажным отчётом, который работникам Пенсионного фонда придётся «вбить» с листа в базу.

Как правило, бухгалтеры такого себе не позволяют, так как бумажная отчётность — это прямой конфликт с работниками Пенсионного фонда. Поэтому «де факто» сведения, как правило, заполняются с помощью программ, разрабатываемых ПФР, а потом представляются в территориальные отделения «на дискетках». Такой вот своеобразный электронный документооборот, основанный не на букве закона, а на устоявшемся обычае.

Программы, распространяемые ПФР, из квартала в квартал меняются, поэтому бухгалтеру в буквальном смысле надо позаботиться о том, чтобы его сведения работники ПФР приняли — ведь конечная цель состоит в том, чтобы, информация «встала» в лицевые счета.

Итак, с одной стороны законодательное пространство, с другой — область человеческих взаимоотношений «работодатель-сотрудник ПФР». На этом фоне проявляются и другие аспекты подобных контактов. Индивидуальный учёт в том виде, в котором он сейчас существует, требует не только данных о заработных платах, но и данных об уплате страховых платежей. Платежи надо распределять по работникам, и если оплата произведена в неполной мере, то высчитывать коэффициенты оплаты, чтобы «раскидать» оплаченные  суммы по всем сотрудникам.

Узаконенных алгоритмов расчёта не существует, поэтому подсчитав что-то раз, нельзя быть уверенным, что потом не придётся пересчитывать. Информационные ресурсы обновляются, и, когда происходит перезагрузка, реальность меняется как в фантастическом фильме «Матрица».

Работники Пенсионного фонда звонят бухгалтерам и просят их заново представить отчёты за прошлые периоды, так как сверенные остатки распределения уплаченных сумм по работникам в результате обновления программного обеспечения «полетели». Общение возобновляется и становится длинною в жизнь. Конечно, можно не делать перерасчёт, так как законодательно это не закреплено, но принцип «одной упряжки», как правило, срабатывает, и бухгалтеры подгоняют свои данные под данные ПФР.

От бумажно-дискетной формы общения можно отойти, подключившись к электронной отчётности. Это можно сделать самостоятельно, если позволяют ресурсы, или через аутсорсинговую бухгалтерскую фирму. Электронный документооборот при такой интенсивности общения видится единственным способом не конфликтовать с явью. Что опять же не исключает «тёплого человеческого общения» с работниками ПФР.

Кроме того, существуют проблемы, связанные с разночтениями обязанностей по представлению сведений среди работников ПФР. К примеру, вы их отправили вовремя, но в ПРФ их не приняли, а между тем сроки уже прошли. В таких ситуациях не редки попытки привлечь работодателей к штрафным санкциям.

При этом надо признать, что само законодательство о персонифицированном учёте в плане штрафов весьма лояльно к работодателю. Так, например, отчётность считается представленной (а именно эта дата является определяющей для штрафов) в момент её доставки, т.е. электронной отправки. Кроме того, присутствуют длительные регламенты по исправлению ошибок. Проблема только в том, что придётся погрузиться во внутреннее море инструкций и распоряжений ПФР, ведь именно ими, согласно ФЗ об индивидуальном учёте, надлежит руководствоваться работодателям.

Складывается устойчивое впечатление, что по сравнению с налоговым законодательством с точки зрения законодательных технологий пенсионное регулирование — это без преувеличения средневековое огниво по сравнению с пьезоэлектрической зажигалкой. Хотите пример? Пожалуйста. ИП должны теперь в обязательном порядке отчитываться «сами за себя» в ПФР по окончании каждого года. Эта обязанность прописана следующим образом: «Застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, до 1 марта, следующего за истёкшим календарным годом, представляет в территориальный орган фонда сведения об уплаченных страховых взносах за отчётный период вместе с копией платёжного документа и расчётом по начисленным и уплаченным страховым взносам».

В век электронных платежей в обязанности представить копии платёжек, согласитесь, есть что-то трогательное.
Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Смотрите наш канал на YouTube
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2024 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости