ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
О насУслугиНалогиЗарплатаНовостиАналитикаВебинары

Сила формулировок

21 февраля 2011

Бизнес и налоговое законодательство используют разные кодировки. Для покупателя объявления «Окна ПВХ», «Натяжные потолки», «Жалюзи» или «Ролставни» трактуются однозначно. Что можно «выжать» из подобных формулировок в плане налогообложения?

Частнику выписан товарный чек, в котором написано «жалюзи». Деньги получены, жалюзи защищают от солнца. Простота взаимоотношений, при переходе товара от продавца к покупателю, осложняется вариантами трактовок.

Вариант первый — что купил, то и продал: это торговля. В документах от поставщика так и указано — «жалюзи».  Вариант второй — приобрели фурнитуру, ленты, и из них собрали то, что в результате определили как «жалюзи». Теперь это производство.

При первом варианте деятельность подпадает под ЕНВД в разряд розничной торговли. При втором  — это не «вменёнка», и налоги надлежит уплачивать либо по общему режиму, либо с применением упрощённой системы, если переход на неё имел место.

Линия раздела проводится на основании отличия понятий «торговля» и «производство». Найти законодательный документ, который однозначно давал бы ответ на то, чем торговля отличается от производства, не удастся. Но из описаний группировок в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (всем знакомая по выпискам из госсрестров аббревиатура «ОКВЭД») можно сделать вывод: торговля — это продажа без изменений свойств товара. Если после операций с товарами меняются их свойства, характеристики, количество, измеренное в тех же единицах —это уже не торговля, вне зависимости от степени (сложности) трансформации исходников.

Продажа без изменения допускает отдельные операции, такие как сборка, сортировка, смешивание, упаковывание, разделение крупных партий на более мелкие и наоборот, резка плит или листов и т.д.

Теперь другой пример. Что скрыто в рекламе «Окна ПВХ»? Как правило, это реализация и установка пластиковых окон. Если пластиковые окна изготавливаются самостоятельно, то такая деятельность не подпадает под ЕНВД. Если пластиковые окна приобретаются у изготовителя, пусть на основании предварительного «частного» заказа, то деятельность по продаже таких окон — это розница. Вторая часть этого действа связана с установкой. Вопрос заключается в следующем: установка пластиковых окон — это отдельный вид деятельности, подлежащий налогообложению, или нет. Позиция такова: если оказание услуг осуществляется на основании отдельного договора или в общем договоре такие услуги выделены отдельно с указанием стоимости работ, то установка — это отдельный вид деятельности. В нашем примере с пластиковыми окнами, если речь идет о частных заказах, надо будет платить ЕНВД по двум основаниям — за торговлю и за бытовые услуги.

Если принцип самостоятельности вида деятельности не срабатывает, то установка будет расценена  как составляющая торговли, как «включенная в цену», и  не требует в таком случае отдельного налогообложения. Значит, можно ограничиться «вменёнкой» только по одному основанию.

Принцип самостоятельности вида деятельности (отдельный договор, отдельная цена, отдельный акт и т.д.) срабатывает и для натяжных потолков, когда речь идет об их установке. Это принцип применим и для доставки товаров, если стоимость доставки не бесплатна, т.е. не включена в саму стоимость товаров, а также для услуг по установке и подготовке к использованию (подключению) приобретённого оборудования.

Все выше приведенные рассуждения «крутились» вокруг частных заказов, т.е. продаж чего-либо населению. Это традиционная зона «ЕНВД». Как только мы переходим к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, то должны забыть, во-первых, о бытовых услугах, во-вторых, о рознице (о ней — почти забыть). Работа с предпринимателями и юридическими лицами — это вотчина либо общей системы налогообложения, либо УСН.

Однако есть некоторые исключения, связанные с понятием розницы, позволяющие применять розничную торговлю (но ни в коем случае бытовые услуги!) при продаже товаров юридическим лицам и предпринимателям. И опять вся сила заключена в формулировке. Согласно Гражданскому кодексу, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Альпинистская зацепка за «не связанного с предпринимательской деятельностью» позволяет уверенно заключать договоры розничной купли продажи (и, при соблюдении прочих условий, уплачивать ЕНВД) при торговле с некоммерческими организациями, а также с учреждениями, такими как школы, детские сады, больницы и т.д.

Что касается коммерческих организаций и предпринимателей, то ситуация не столь однозначна. Официальная позиция заключается в том, что в качестве разграничения понятий розничной и оптовой торговли заложена цель приобретения товаров. Но проконтролировать, в каких целях приобретен товар, на практике не возможно. Тем не менее, если реализуются товары, назначение которых предполагает их использование исключительно для ведения предпринимательской деятельности, то такая продажа не подпадает под ЕНВД. К таким группам, «засвеченным» в различных разъяснениях, в частности относится торговое и офисное оборудование. Но как разрешить вопрос с продажей, например, пластикового окна, которое установлено в офисе, и с тем, связано ли такое приобретение с его использованием в последующей предпринимательской деятельности покупателя? Доказать тот факт, что покупатель приобрёл товар у продавца именно для осуществления предпринимательской деятельности, должен налоговый орган. Путь тернист и испещрён судебными решениями.

Всё же применение ЕНВД при торговле с коммерческими юридическим лицами и предпринимателями — это прогулка по тонкой грани, сравнимая с трюками из экстремальных телепрограмм, сопровождаемыми титрами «всё, что вы видите, не пытайтесь выполнить самостоятельно». Если, конечно, речь не идёт о подарках и цветах для сотрудников и сотрудниц, а так же друзей и коллег по работе, что особенно актуально с приближением праздников
Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Смотрите наш канал на YouTube
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2017 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости
Публикации
Полезное