ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
О насУслугиНалогиЗарплатаНовостиАналитикаВебинары

Забытое старое

21 августа 2009

С 1 января 2010 года ожидается повышение пенсии. Это благоприятный социальный шаг, но любые шаги имеют свою цену, в данном случае и  для работодателей.

Проводимая валоризация пенсионных прав (французский термин, означающий спланированные государственные мероприятия по повышению цен, в данном случае размера пенсий) намеченная на 2010 год совпадает еще с одним значимым событием, а именно отменой единого социального налога и заменой его на  взносы в социальные фонды.

Сама по себе смена адресатов, кроме технических проблем взаимоотношений, к ухудшению положения работодателя не приводит. Однако замена ЕСН на взносы в фонды будет не равнозначна, ставки повысятся.

Вспомним, как все начиналось.  До 2001 года работодатели уплачивали взносы в социальные фонды, Пенсионный фонд России, в Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд занятости, в Фонд социального страхования. В совокупности взносы составляли 39,5%. Каждый фонд, говоря современным языком, самостоятельно администрировал свою часть взносов, издавал различные письма и разъяснения, требовал уплату взносов и представление отчетности в различные сроки.  Кроме того, фонды проводили проверки, руководствуясь собственными документами, в результате чего существовала определенная неразбериха с социальными взносами.

 С 2001 года, взносы во внебюджетные фонды объединили в новый единый социальный налог, причем  нагрузка на расходы по оплате труда была снижена  с 39,5 до 35,5%, а с 2005 года до нынешних 26%. Кроме того, был введен механизм регрессии, при котором с ростом доходов, ставка ЕСН снижалась.

  И прошлые взносы в социальные фонды,  и единый социальный налог по своей сути представлял для работодателя одно и то же. К выплачиваемой заработной плате, видимой и ощущаемой самим работником, прибавляется некая величина обязательного платежа, которую работодатель должен заплатить или в виде налога или в виде обязательного взноса, направляемого на социальные нужды, в том числе и на пенсию.

Подобно тому, как в отсутствие всяких социальных систем, стариков обеспечивают их дети, причем, чем больше детей, тем легче прожить и старикам. Так и при наличии государственного социального страхования, чем больше работающих, тем легче обеспечить нужды всех тех, кто не работает по болезни или по старости. Отличие от семейного уклада заключается в том, что государство позволяет обеспечить не только своих, но и чужих, причем вне зависимости от количества детей. Таким образом, непосредственная связь между кормильцем и тем, кто за счет него будет жить в старости, разрывается. Получается, что  семьи воспитавшие детей и бездетные семьи или одинокие люди в плане получения пенсии находятся в совершенно равных условиях. На это можно возразить, что каждый человек может профинансировать свою будущую пенсию, тем или иным образом откладывая деньги, например через механизм обязательных отчислений с заработной платы. Понятно, что чем больше текущие доходы, тем потенциально больше может быть и пенсия. Такая система называется накопительной, и ее элементы внедряются в нашей стране в ходе пенсионной реформы с 2002 года. Напротив, система, при которой пенсионеры получают пенсии за счет пенсионных взносов работников, собранных в текущем периоде, называется распределительной. Считается, что накопительная система более прогрессивна, так как позволяет сгладить  демографические проблемы, да к тому же и справедлива, так как позволяет воздать должное. Однако не так все гладко получается с пенсионной реформой в отдельно взятой стране. Финансово устойчивой является та система, которая позволяет выполнять взятые на себя обязательства без повышения взносов. На фоне общего старения населения, происходящего за счет меньшей рождаемости и, как  бы там ни было, повышения среднего уровня жизни, с накоплениями не все благополучно. Негосударственные пенсионные фонды, призванные  содействовать в инвестировании пенсий вообще оказались вне зоны популярности населения. Повышение взносов оказалось неизбежно.

Повышение нагрузки займет два этапа. На  2010 год  сохранен совокупный размер  ставок страховых взносов в размере 26%, однако, сегодняшняя регрессивная «трехступенчатая» шкала будет заменена на «плоскую». По этому даже без фактического повышения ставок, для определенного размера доходов, нагрузка возрастет. Напротив, для доходов от 415 тысяч в год, рассчитываемых нарастающим итогом, страховые взносы взиматься не будут.

Что касается болезненной темы организаций и предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход или применяющих упрощенную систему налогообложения, то в 2010 году они будут платить страховой взнос только в ПФР по ставке 14 процентов.

Хуже обстоит дело для индивидуальных предпринимателей, находящихся на общем режиме налогообложения и уплачивающих ЕСН со своих доходов. Мало того, что привлекательность такого статуса ведения бизнеса в жестких условиях налогового администрирования, оставляет желать лучшего, учитывая возможность полной имущественной ответственности. Так, в добавок, уже в  2010 году предусмотрено существенное повышения ставок ЕСН. Эти ставки «завязаны» на МРОТ, который на 2010 год еще не установлен, так что величину фактической нагрузки пока рассчитать нельзя.

Второй этап, согласно нововведениям в 2011 году принесет повышение ставок до  34%, причем «страховой оазис» для вмененки и упрощенной системы прекратиться. По этому поводу есть и оптимистичная точка зрения в виде философского, что до 11 года еще надо и дожить, а там глядишь, еще какие-нибудь изменения примут.

Надо сказать, что и сами взаимоотношения  изменятся, ведь на поле выйдет новый  полноправный игрок в виде Пенсионного Фонда. Именно Пенсионный фонд будет принимать отчетность, проводить камеральные и выездные  проверки и т.д. Что касается части взносов, причитающихся в пользу фондов медицинского страхования, то их судьбу будет отслеживать Пенсионный Фонд. В связи с этим, ожидается набор кадров «по душу» работодателей для  последующего контроля.

Безусловно, введенные изменения, это только первая примерка новой системы социального страхования, но в любом случае можно утверждать, что простоты будущих отношений не наблюдается, а общая тенденция направлена только на увеличение количества отчетности и контроля над работодателями.

Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2017 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости
Публикации
Полезное