ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
О насУслугиНалогиЗарплатаНовостиАналитикаВебинары

Блуждание во тьме

1 августа 2008

Идеальная картина, представляющая добросовестного налогоплательщика, заключается в том, что каждый должен честно платить налоги, не прибегая к изыскам налогового планирования и уж тем более не пытаясь извлечь налоговую выгоду. Между тем, одной честности и стремления исполнить свои обязанности мало, нужно как минимум исчислить налог.

Естественно предположить, что налоговое законодательство, направленное на культивирование добросовестности налогоплательщиков, должно обеспечить и сами условия уплаты налога, включая техническую сторону.

В части первой Налогового кодекса РФ записано, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно — объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Элементы налогообложения представляют собой своеобразную карту, двигаясь по которой любой налогоплательщик должен иметь возможность достичь поставленной цели, правильно исчислить и своевременно заплатить налог, не угодив при этом в тупик. Если эта карта противоречива, сложна и запутанна, то путь к уплате налога полон неожиданностей, опасностей и не всегда приводит к цели, даже если налогоплательщик добросовестен и честен.

Недоговорённости и оговорки позволяют обеспечить занятость громадному числу толкователей налогового законодательства, изначально призванного быть ясным и понятным. В распутывание клубка вовлечены различные министерские чиновники и профессиональные проводники, консультанты и бухгалтеры.

Реализованный принцип запутанности налогового законодательства может показаться заговором с целью не допустить к тайным знаниям основного участника этих отношений — налогоплательщика. Такой порядок, подобно власти древнеегипетских жрецов, создаёт определённую кастовость, отделяя посвящённых от всех, чей удел работать, ощущая постоянную угрозу различных правонарушений.

Незнание закона не освобождает от ответственности, но если этот закон похож на лабиринт, то он и обеспечивает эту самую ответственность, а значит, не иссякнет поток штрафов и различных «коммерческих предложений» всем тем, от кого зависит пресловутое «дышло закона».

Если представить, что граждане одного государства любят свою страну, хотят жить в мире и стабильности, добиваются одной цели, то взаимоотношение налогоплательщиков и тех, кто контролирует правильность исчисления и уплаты налогов, должны быть по-своему партнёрскими. На деле же любая проверка, вне зависимости от её ранга, похожа на локальную гражданскую войну, в которой власть имущая сторона исходит из принципа презумпции виновности. Цель проверки — не удостоверится в правильности действий налогоплательщика, а взыскать и ещё раз взыскать.

Представьте такую картину, когда ставят в пример ту налоговую инспекцию или тех работников, которые в ходе проверок взыскали меньше всех налогов. Ведь чем меньше нарушений, тем лучше работают и проверяющие, и налогоплательщики. Разве такое возможно, когда на уровне правительства заявляют, что любая проверка — это трата бюджетных денег и, следовательно, должна окупиться троицей? Мерило работы одно: чем больше взыскал, тем лучше работаешь, что уже само по себе напоминает карательную операцию.

Всё перечисленное не способствует стабильности общественной жизни, а чувство тревоги и неопределённости, свойственное многим бизнесменам, создаёт своеобразный микроклимат безнадёжности и беспредела. Всё это приводит к появлению недоверия и к законодательным и к общественным инициативам, которые порой вызывают лишь раздражение. Устойчивое убеждение в том, что слово всегда расходится с делом, затеняет практически все сферы жизни.

Вернёмся к налоговому законодательству. Если администрирование налога на прибыль обречено быть сложным, так как само экономическое понятие прибыли неоднозначно, то, казалось бы, такие упрощения, как единый налог на вменённый доход, не должны вызывать трудностей. Однако учёт физических показателей трудами современных законотворцев превратился в сплошные коллизии «понятий и терминов». Даже инструкция по заполнению декларации по «вменёнке», разработанная таким компетентным органом, как Министерство финансов России, содержит противоречивое требование округления численных показателей, чего начисто лишён текст Налогового кодекса. Получается, что декларацию нельзя заполнить, не прибегнув к изучению богатой судебной практики.

Если вспомнить упрощённую систему налогообложения, то простота присутствует исключительно в названии, тогда как сама система бьёт все возможные рекорды по запутанности и логической несовместимости с мышлением здравого человека. Глава Налогового кодекса, посвященная «упрощёнке», содержит бесконечные ссылки на налог на прибыль и для нормальной работы требует наличия, как минимум, электронной правовой системы, поддерживающей многоуровневые блуждания по тексту.

Безусловно, не стоит впадать в крайности, делая заявления о том, что надо ввести один всем понятный налог. Налоговая система должна учитывать объективную сложность определённых видов хозяйственной деятельности, предусматривая для них соответствующие методы налогообложения. В таких случаях действительно необходим квалифицированный специалист и по налогообложению, и по бухгалтерскому учёту. Однако сложность заключается в том, что зачастую работа компетентных на то государственных органов направлена не на помощь налогоплательщикам, а на изыскание новых трактовок, изначально основанных на несовершенстве законодательства.

Приняв определённое решение, налогоплательщик не может быть уверен, что в следующем месяце какая-либо группа специалистов не займётся очередными научными изысканиями и не выпустит в свет суждение, опровергающее выпущенное ранее. Конечно, можно «не прислушиваться к мнению», но нервозности работе любого специалиста такая практика прибавляет. Но самое главное — это постоянно возникающий вопрос «зачем», ведь государство создано людьми и для людей. Так не пора ли от бесконечных боевых действий с налогоплательщиками перейти к созидательному миру?
Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2017 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости
Публикации
Полезное