ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
Напишите нам!
О насУслугиНалогиЗарплатаНовости

Разная розница

15 мая 2008

Розничная торговля находится на стыке систем налогообложения — общей и системы в виде уплаты единого налога на вменённый доход. Причиной многих ошибок, чья цена велика, служит неверная трактовка тех или иных понятий Налогового кодекса, и «розничная торговля» — не исключение.

Определение розничной торговли можно найти в главе Налогового кодекса РФ, посвящённой специальному режиму налогообложения в виде уплате единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.

Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчёт, а также с использованием платёжных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (статья 346.27 НК РФ). Таким образом, принципиальным для определения розничной торговли является наличие так называемого договора розничной купли-продажи.

В налоговом законодательстве действует общее правило, согласно которому институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено кодексом.

Понятие договора розничной купли-продажи дано в части второй Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 492 ГК РФ, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Если собрать воедино условия, классифицирующие розничную торговлю, то для налоговой трактовки розницы единственным решающим признаком является продажа товара для дальнейшего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, причём форма оплаты не имеет значения.

В связи с этим интересно отметить, что так было не всегда. Первоначально, с момента ввода в Налоговый кодекс системы в виде уплаты единого налога на вменённый доход, было дано понятие розничной торговли, применяемое исключительно в целях «вменёнки». Согласно налоговому законодательству, к розничной торговле относились торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчёт. Чуть позже к этому понятию была присоединена торговля с использованием платёжных карт.

Дабы оценить масштабы влияния на бизнес такой «налоговой версии», надо вспомнить, что она пришлась на 2002–2005 годы — самое начало расцвета потребительского кредитования. Если учесть, что кредитование при розничных продажах осуществляется в безналичной форме, то подавляющее большинство тогдашних продавцов оказалась вне рамок единого налога на вменённый доход.

Эта парадоксальная ситуация, с одной стороны, привела к колоссальным издержкам для «истинных» розничных продавцов, а с другой — позволила оптовым продавцам при наличных расчётах использовать «вменёнку» и избежать традиционных налогов, включая НДС. Справедливости ради стоит отметь, что не все оптовые продавцы решились на столь ортодоксальный шаг, предписанный Налоговым кодексом, тем более, что трезвая оценка ситуации приводила к массе логических противоречий. С 2006 года ситуация нормализовалась, и в налоговое законодательство вернулось гражданско-правовое понятие розничной торговли.

К сожалению, несмотря на, казалось бы, устоявшуюся ситуацию, порой приходится сталкиваться с проблемами, вызванными мнением о том, что торговля за наличный расчёт, вне зависимости от статуса покупателя (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), является розничной. Такие просчёты приводят к серьёзным налоговым правонарушениям, и одной из самых болевых точек является доначисление по таким операциям НДС.

Итак, ещё раз подчеркнём, что понятие розничной торговли основано на последующей цели использования товаров. Если она не связанна с предпринимательской деятельностью, то это розничная торговля, иначе — опт.

Выше мы проиллюстрировали, насколько налоговые последствия зависят от точности формулировки тех или иных терминов, однако и нынешняя формулировка розничной торговли не лишена подводных камней.

Действительно, как предприниматель в момент продажи может судить о конечной цели использования проданного товара? Может быть, товарный чек, выписанный в момент продажи, перекочует в авансовый отчёт работника. В таком случае товар, поступая в распоряжение какой-либо фирмы, используется уже не в личных целях, а в предпринимательских.

Данный казус разрешается следующим образом. Налоговый кодекс не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей обязанности осуществления контроля над последующим использованием покупателем приобретаемых товаров (для предпринимательской деятельности или для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с оной).

Исходя из этого, практика применения понятия розничной торговли сложилась таким образом, что если товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, то отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что классификация розничной торговли исключительно по непредпринимательской цели использования товаров позволяет в ряде случаев отнести к рознице реализацию товаров по безналичному расчёту юридическим лицам.

Например, продажа розничным продавцом по безналу спортивных товаров для школы, детского сада подразумевает под собой использования этих товаров вне предпринимательской деятельности. В подтверждении такой позиции можно привести мнение, высказанное Минфином России в Письме от 1 апреля 2008 года №03-11-04/3/162, о том, что предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров юридическим лицам за безналичный расчёт на основании заключённых договоров розничной купли-продажи, подлежит переводу на уплату единого налога на вменённый доход.

Данная статья наглядно иллюстрирует зависимость налоговых последствий от трактовки терминов, поэтому в любом случае необходимо внимательно сличать понятия, даже если они кажутся столь привычными.

Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Смотрите наш канал на YouTube
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2024 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости