ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
О насУслугиНалогиЗарплатаНовостиАналитикаВебинары

Другие обязанности

2 июня 2007

Законная предпринимательская деятельность не возможна без государственной регистрации, как в прочем и уплаты налогов. Законодательство о государственной регистрации обладает своей яркой спецификой и наличием обязанностей, не знание и не исполнение которых может привести к известным результатам.

Если налоговые обязанности являются известными и обсуждаемыми, то требования законодательства о государственной регистрации часто относят к «другим» или прочим обязанностям и именно им посвящена настоящая статья.

Одним из вариантов ведения бизнеса является деятельность, осуществляемая в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательской деятельностью  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Другим широко применимым вариантом, по осуществлению предпринимательской деятельности является создание социально-экономической организационной формы, предприятия, организации, т.е. юридического лица.

Многочисленные теории, обосновывающие концепции юридического лица, как правило, видят причины создания юридических лиц в осознании  людьми того, что объединение усилий и признание интересов друг друга может привести к достижению таких результатов, которые в принципе не достижимы по одиночке.

С возникновением частной собственности появилась возможность имущественного обособления  и как следствие сама возможность объединение благ с целью экономической деятельности, что предопределило современные формы юридических лиц.

В любом случае деятельность юридических лиц возможна через их государственную регистрацию.

Таким образом, законодательство о государственной регистрации является таким же неотъемлемым спутником индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, как и налоговое.

Однако, приоритеты расставлены таким образом, что за уплатой налогов и соблюдением законодательства следит бухгалтер, а дела хозяйственные, связанные с регистрацией и с изменение различных сведениях о юридических лицах или «ИП», так и остаются личными делами директора или предпринимателя.

Зачастую, по отношению к законодательству о государственной регистрации, складывается стереотип поведения «зарегистрировался и забыл», хотя, момент госрегистрации, это только самое начало длительного пути с вехами в виде различных обязанностей.

В настоящее время действует Федеральный Закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», успевший перетерпеть ряд изменений, не смотря на свой юный возраст.

Данный закон охватывает отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а так же начало и прекращение деятельности физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Важная особенность Закона заключается в ведении единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Государственный реестр является федеральными информационными ресурсом, содержащим сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. 

Логически можно заключить, что соблюдение стандартов не возможно без исполнения обязанностей самими участниками реестров по представлению различных сведений о себе, а где обязанности, там возникает и ответственность за их не выполнение.

На страже исполнения законодательства о госрегистрации стоит Кодекс об административных нарушениях. Для этого в КоАП предусмотрена специальная статья 14..25 «Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно положениям этой статьи «непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Это общий «мягкий» случай возможных правонарушений, так как для случаев внесения заведомо ложных сведений, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ответственность вплоть до дисквалификации на срок до трех лет.

Что бы не перейти в разряд пострадавших, важно понять, что большинство «других»  обязанностей, связано именно с представление набора различных сведений органам, осуществляющим государственную регистрацию. Для коммерческих организаций и предпринимателей такими органами по прежнему, являются налоговые инспекции.

Главное заключается в знании о том, в каких случаях и что надо представлять, когда надо представлять и в какой форме.

Начнем с форм. Формы, используемые при регистрации и при внесении сведений в государственный реестр, установлены в Постановлении Правительства РФ от 19.06.2002. №439. В указанном Постановлении приведены все формы, используемые для государственного реестра, а так же общие инструкции по их заполнению. Основная «неприятность» в правилах по заполнению указанных форм связана с обязанностью нотариального удостоверения подписи заявителя, как правило, директора или предпринимателя. 

Случаи, в которых требуются представление сведений, перечислены в п.5 ст. 5 Закона №;129-ФЗ.

Часть сведений, таких как изменений наименования или организационно правовой формы юридического лица, невозможны без внесения изменений в учредительные документы, что автоматически может исключить проблему нарушения сроков.

Другие сведения,  такие как  изменение фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность, наоборот, попадают в зону риска забывчивости.

Что касается ответа на вопрос «когда», то ситуацию осложняет тот факт, что на забывчивость практически не остается времени, так как сведения необходимо подать в течение трех дней с момента изменений.

Для предпринимателя предусмотрены симметричные обязанности, только с поправкой на статус и к «проблемным» сведениями относятся сведения об изменениях место жительства в Российской Федерации и паспортных данных. Сроки такие же, что и для юридических лиц.

Если вспомнить требование о нотариальном заверении подписи, то подача сведений грозит превратиться в гонку. Лишняя бдительность не помешает.

И в заключении своеобразная ложка меда.

Постановление по делу об административном правонарушении, за отдельными исключениями, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока.

Несвоевременное представление или непредставление сведений в государственный реестр к таким исключениям не относятся.

Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2017 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости
Публикации
Полезное