ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
О насУслугиНалогиЗарплатаНовостиАналитикаВебинары

Счастливы вместе

5 ноября 2013

«Умный счёт-фактура» — именно под таким кодовым именем получило известность предложение налоговой службы по внедрению единого документа, объединяющего счёт-фактуру и накладную. Сразу оговоримся, что любое уменьшение документооборота — благо в рамках известного бизнес-континуума «время-деньги». Но начнём с помыслов, а точнее с направления основного течения электронного документооборота.

Первый шаг, который коснётся всех плательщиков НДС уже 20 апреля 2014 года, — обязанность по электронной сдаче деклараций по НДС, т.е. в четвёртом квартале можно работать по старому, а вот начиная с отчётности за первый квартал — только «электронка». Второй шаг, который, возможно, уже не за горами, — обязательное введение электронных счетов-фактур, т.е. полный переход в онлайн.

Надо сказать, что возможность составлять счета-фактуры в электронном виде, обмениваться ими по цепочке «поставщик-покупатель», а также вести книги продаж и покупок в электронном виде уже предусмотрена законодательством. Для этого у налогоплательщика должна быть электронная подпись, соответствующее техническое обеспечение и взаимное согласие с контрагентом. Формат таких электронных документов установлен налоговой службой. Можно сказать, что плацдарм по тотальному переводу информационного поля по НДС в электронный вид, а значит и возможность контроля над этой «налогоносной» системой, готов. Осталось перейти грань между добровольностью и обязательностью, и с этой точки зрения наличие единого документа, которым бы обменивались между собой предприниматели, было бы как нельзя кстати. Но загвоздка в том, что у таких документов несколько «отцов-основателей», а именно налоговое законодательство, бухгалтерское законодательство, и, как говорят, различные «министерства и ведомства». Это как семьи, живущие по разным обычаям.

Например, налогоплательщик, бороздящий бизнес-просторы вне гавани спецрежимов в виде «вменёнки» и «упрощёнки», отгружает своему поставщику товар, а грузоперевозчик это товар доставляет адресату. Такое действие на сегодняшний момент должно сопровождаться как минимум тремя документами: счётом-фактурой, товарной накладной и транспортной накладной (или равноценной «по весу» товарно-транспортной).

Счёт- фактура — любимое дитя налоговой системы, призванное обслуживать налоговые интересы, хотя и содержит наименование, цену и всю прочую начинку, идентифицирующую кто, что и кому продал. За форму такого документа отвечает ФНС.

Товарная накладная — это уже первичный документ, который находится под крылом бухгалтерского законодательства, до недавнего времени крепко окопавшегося на рубежах «первички» и устанавливающего, что формы всех документов должны содержаться в альбомах унифицированных форм. Именно оттуда пришла к нам существующая по сей день форма ТОРГ-12.

Транспортная накладная, а с ней и товарно-транспортная, произрастают из Гражданского Кодекса РФ через транспортный устав и Правила перевозки грузов автомобильным транспортным.

Так вот, марьяж налогового и бухгалтерского ведомств состоялся, а вот «транспортники» в «свадебном пире» участия не принимали.

Не далее как на прошлой неделе — 21 октября — ФНС Росси обнародовало форму универсального передаточного документа, объединяющего в себе счёт-фактуру и товарную накладную. Со стороны налогового ведомства «свадебным подарком» стала подтверждённая позиция, согласно которой налоговое законодательство не содержит ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов. То есть указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не является основанием для отказа в вычете сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом. Следовательно, почему бы не дополнить такой документ полями, строками, разделами и т.д., в которых покупатель и продавец могли бы расписаться и скрепить печатями факт приёмки-передачи товара.

Со стороны бухгалтерского законодательства весомым вкладом в счастливое совместное будущее выступил новый закон о бухгалтерском учёте, согласно которому предусмотрено право хозяйствующих субъектов на самостоятельный выбор форм документирования фактов хозяйственной жизни. Регламентирован только перечень обязательных реквизитов первичных учётных документов, но ни как не форма.

Эти два слагаемых и привели к желаемому результату, а именно к жизнестойкому, по всей видимости, гибриду счёта-фактуры и накладной. Далее цитируем по тексту: «Таким образом, начиная с 2013 года любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам». И далее: «Такое объединение… не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учёта, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов)».

Даже по поводу «других налогов» есть специальная графа: в соответствующей клеточки ставишь «1» — значит это и накладная и счёт-фактура, ставишь «2» — только передаточный документ. Так что эту форму документа с успехом можно использовать и при УСН.

По понятным причинам не представляется возможным снабдить данный текст иллюстрацией «новорожденного», но он весьма эргономичен, так что остаётся ждать имплантирования этого документа в бухгалтерские программы. И, возвращаясь, к началу разговора о грядущей эре электронного документооборота, нельзя не отметить, что именно объединённая форма наилучшим образом вписывается в его возможности, не говоря уж о бумажной экономии. По оценкам ФНС РФ в целом от введения нового документа экономия только на бумаге достигнет шести миллиардов рублей, и тогда уж точно «оковы тяжкие падут….». Ведь не зря Франц Кафка уж скоро как сто лет тому назад говорил, что «оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги».
Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2017 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости
Публикации
Полезное