ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
О насУслугиНалогиЗарплатаНовостиАналитикаВебинары

Сила тяжести

7 августа 2013

В начале июля этого года на волне противодействия незаконным финансовым операциям были значительно расширены полномочия налоговых органов, а  для налогоплательщиков введены новые обязанности.

Гравитация — универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами. Налоговое законодательство, то же по своему универсально, по крайней мере, в пределах одной страны, так как силы «налоговой гравитации» ощущают все налогоплательщики. Но вместо Ньютона и Эйнштейна, действуют совсем другие «творцы», а в качестве закона — Налоговый Кодекс с основным  «фундаментальным взаимодействием» в виде налогового контроля.

Когда сила налогового контроля ослабевает, говорят о либерализации законодательства. Последние лет семь проходили именно под этой эгидой, а ложки дегтя, обычно приправлялись медом в виде локальных «вольниц» для предпринимательства.

Этим летом вышел специальный закон, целиком и полностью посвященный усилению мер налогового контроля с рейтинговой оценкой «ухудшающей положение налогоплательщиков» без каких либо встречных реверансов.

Количество изменений обширно, но сроки применения растянуты во времени начиная с июля этого года,  хотя основные «пулы» приходятся на 2014 и 2015 года.

Первое и основное изменение касается камеральных проверок, как основного способа общения налогоплательщиков с инспекциями.  

Налоговая декларация либо расчет — это своеобразное заявления налогоплательщика о своих обязательствах. Мало ли, много ли заявил плательщик, можно установить лишь при проверке. Выездная проверка, вещь затратная и «наносится» точечно, тогда как камеральная «в тиши кабинета»- массова и по идее должна охватить все декларации. Можно проверить декларацию на предмет взаимоувязки показателей, арифметических ошибок либо соответствия заявленных данных, той информации, которая априори  доступна налоговой инспекции, скажем банковской выписки. Но этого мало и второй шаг- запрос документов. Если иметь возможность запрашивать любые документы без ограничения, то при желании жизнь предпринимателя, легко превратить в кошмар, сопровождая каждую поданную декларацию обязанностью «выноса бухгалтерии». Так и было до 2006 года. С тех пор порядок камеральных проверок четко регламентировали, а обязанность по представлению документов, по сути, сократили до случаев возмещения НДС, заявления льгот либо использования природных ресурсов.

Что касается обнаружения неточностей, противоречий и ошибок, то за предпринимателем оставили обязанность по представлению пояснений и право (заметьте, а не обязанность) приложить и документы.

Конечно, на практике, налоговые органы в силу специфичных обязанностей, возложенных на них, старались этот барьер преодолеть, особенно если речь шла об убытках,  но закон, есть закон.

Новая обновленная этим летом версия гораздо вооруженней прежней.  Во-первых,  с нового года, если будет подана уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате, такое изменение придется обосновавать в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Во-вторых, если в декларации заявлена сумма убытка, то в аналогичном порядке, введена обязанность обосновать сумму полученного убытка.

 Вообще во времена «развитого социализма» в нашей стране, считалось, что многие явления уже искоренены и их уже нет и не может быть. По поводу убытка, складывается такое впечатление, что на нашем ковчеге в бушующем море кризиса, убытков быть не должно, хотя это столь же закономерное явление, как и прибыль, а каждой убыточной компании, как «немытому трубочисту» стыд и срам.

В-третьих, с 2015 года  при проверке деклараций по НДС, в случае выявления каких-либо противоречий, данных, заявленных в декларации с данными имеющимися у налоговых инспекций, налогоплательщики обязаны представить по запросу налогового органа первичные документы и счета-фактуры.

Примерные поводы для таких запросов приведены в измененном Налоговом Кодексе, но они общие и под них можно подогнать практически любую ситуацию, тем самым обосновать возможность требовать все и вся.

Так же с 2015 года при заявлении суммы налога к возмещению или обнаружении несоответствий, которые могут, по мнению налоговой инспекции, свидетельствовать о занижении суммы уплаты налога в бюджет или наоборот к завышению возмещаемой суммы, вводится процедура осмотра помещений, где осуществляет свою деятельность налогоплательщик.

Надо сказать, что и сейчас процедуры осмотра практикуются при камеральных проверках, но только с согласия самого налогоплательщика.

 Есть и еще одно любопытное действие, стоящее чуть особняком. Налоговым Кодексом предусмотрена возможность истребовать информацию относительно какой-либо конкретной сделки у ее участников и вне рамок проверки. Однако на сегодняшний день, речь идет только об информации, но не о документах. С 30 июля 2013 года согласно новой редакции налоговые органы уже вправе истребовать у налогоплательщиков вне рамок проверок не только информацию относительно сделки, но и конкретные документы.

И наконец, по поводу споров о том, по какому адресу должны направляться требования, например о представлении документов. С 30 июля точно определено, что для организаций – это адрес ее места нахождения, который содержится в ЕГРЮЛ, т.е. так называемый «юридический адрес». Так что проблему получения почты по юр. адресу необходимо решать, если таковая существует, тем более что штрафная почва за непредставления документов уже подготовлена.

Изменений много. Они не ограничиваются только камеральными  проверками и  внедряться они будут постепенно, так что, думаем,  поводы их обсудить еще представятся.

Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Смотрите наш канал на YouTube
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2017 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости
Публикации
Полезное