ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
О насУслугиНалогиЗарплатаНовостиАналитикаВебинары

ЕНВД — спасибо, что живая

4 апреля 2012

Хотелось бы поздравить всех заинтересованных лиц с тем, что торжественные проводы ЕНВД отложены на неопределённое время.

Как не крути, а малый бизнес, особенно в сфере торговли, практически повсеместно применяет ЕНВД. Вменёнка позволяет относительно легко рассчитать налог, не применять ККТ и, следовательно, значительно снизить расходы на администрирование общения с налоговыми органами. Что касается заработной платы, то тут всё «как у больших», по полной программе.

Сумма же налога существенно рознится в зависимости от координат места осуществления деятельности и того, чем торгуют.

Особенность законодательства ЕНВД связано с тем, что общие принципы заложены на федеральном уровне, а корректировочные коэффициенты, напрямую влияющие на сумму налога, регулируются на уровне муниципальных образований. Эта своеобразная феодальная раздробленность порой приводит к причудливым результатам. Например, для муниципальных образований Московской области характерна практика «одной гребёнки», где почти для всех видов торговли установлен один общий коэффициент.

Напротив, есть муниципальные образования, где расчёт коэффициентов — это целое математическое приключение, причём требующее карты, компаса и знания географии города. К примеру, мы не первый год работаем с законодательством одного из муниципальных образований соседней области, где коэффициенты привязаны к таким точкам, как пересечение северной стороны улицы Х с южной стороной улицы У, центральный вход в городской парк культуры и отдыха и даже пьедестал с танком.

Что касается набора видов деятельности, то как и в любой законодательной сфере, где начинают их перечислять, перечень получается настолько эклектичным, что порой вызывает недоумение, почему тому или иному виду деятельности уделили особое внимание. Так, например, в Рязани для торговых мест отдельно выделен свой, именной коэффициент для торговли полиэтиленовыми пакетами — и это при наличии огромного «прочего» раздела, куда «сложены» все виды деятельности, обойденные вниманием.

Помимо видов товара и места расположения при расчёте ЕНВД для торговли огромный вес в итоговой сумме налога имеют определения «торговый зал», «магазин» и «торговое место». Именно неопределённость этих понятий является одной из главных проблем при расчёте налога, который благодаря различиям в квалификации объектов торговли может отличаться в десятки раз. Так что относиться к ним надо осторожно и вдумчиво.

На территории нашего города различие коэффициентов организовано на уровне того, имеет ли «объект стационарной торговой сети» торговый зал ими нет. В Налоговом кодексе РФ прямо сказано, что к объектам стационарной торговой сети с торговыми залами относятся только магазины и павильоны. При этом магазин — это специально оборудованное здание (его часть), которое, во-первых, предназначено для продажи товаров и оказания услуг покупателям, а во-вторых, обеспечено торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приёма, хранения товаров и подготовки их к продаже. Павильон — это строение, которое имеет торговый зал и рассчитано на одно или несколько рабочих мест.

Для всех этих объектов применять ЕНВД можно только еслиплощадь торгового зала каждого такого объекта не превышает 150 кв.м.

Как видим, налоговое определение магазина или павильона гораздо уже, чем те житейские представления, которые мы вкладываем в эти понятия. Но есть офисы продаж, склады, наконец, бутики, на площадь которых «нарезаны» этажи различных торговых центров… Как быть со всеми этими объектами?

В Налоговом Кодексе для подобных объектов (не подпадающих под определение магазина или павильона), дано своё специальное определение. К стационарной торговой сети без торговых залов относятся объекты торговли, расположенные в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), которые предназначены для ведения торговли, но не имеют обособленных и специально оснащённых для этих целей помещений, используются для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся  крытые рынки, торговые комплексы, киоски и даже торговые автоматы. Перечень подобных объектов является открытым.

В качестве физического показателя, «якоря», к которому можно было бы привязать расчёт налога для таких объектов, введено понятие площади торгового места, т.е. места, которое используется для совершения сделок розничной купли-продажи. Если его размер превышает 5 кв.м, то физическим показателем для расчёта ЕНВД является площадь торгового места в квадратных метрах. В остальных случаях при расчёте налога нужно учитывать количество торговых мест.

Важно и то, что в отличии от торговой площади магазинов и павильонов, для которых верхняя граница площади установлена в 150 квадратных метров, для площади торговых мест никаких ограничений нет.

Как видно, разграничение понятий объекта стационарной торговой сети, имеющей или не имеющей торговый зал, окутано если не плотным туманом, то дымкой некоторой недоговоренности. Так всегда бывает, когда объекты реального мира переносятся в фантомный мир законодательных определений — ведь описательность  в своих возможностях ограничена. Ещё раз повторим, что перепад налога в зависимости от квалификации объекта значителен, и поэтому может возникнуть дилемма выбора между величиной налога и спорностью при идентификации объекта (магазин или всё же торговое место?).

Но как бы там ни было, лучше уж жить так и направлять усилия на оттачивание тактики применения ЕНВД, чем отсечь саму эту систему хирургическим путём.

Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2017 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости
Публикации
Полезное