ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
О насУслугиНалогиЗарплатаНовостиАналитикаВебинары

Книжный вопрос

5 ноября 2011

Предприниматели обязаны вести налоговый учет, но не бухгалтерский, а свой, основанный на заполнении книг учета доходов и расходов.

Мы не говорим о необходимости ведения учета, как такового, ведь в принципе, возможны и записи «в столбик» на салфетках в ресторане, если такое видение дел укладывается в голове. Но, государство, как регулятор отношений, предъявляет к предпринимателям обязательные требования по ведению учета.

Глубина проникновения в дела предпринимателей зависит от системы налогообложения, так как в обязанности ИП входит расчет налоговой базы, например доходов и расходов, исключительно в целях уплаты налога.

Для предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, предусмотрен порядок ведения учета доходов и расходов, утвержденный документом, почти десятилетней давности.

 Такой учет, по своей сути представляет, набор таблиц, объединенных общим названием «Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».

Книга учета призвана «обслуживать» налог на доходы физических лиц — аналог налога на прибыль для организаций, а что касается НДС, то учет для ИП и для юрлиц идентичен.

Естественно, что разработать универсальный набор таблиц, походящий всем без исключения предпринимателям не возможно и  по этому, форма книги является примерной. Но если Вы захотите подогнать ее под себя, то новая разработка должна быть согласована с налоговой инспекцией. Эти два противоречия между примерностью формы и обязательностью ее согласованию сводят на нет практическую пользу от такого плюрализма.  На практике, предприниматели, как правило, довольствуются имеющимися таблицами, «выкидывая» из них те листы, которые не имеют никакого функционального значения.

Необходимо сказать и еще об одной сложности ведения учета на уровне логики. Дело в том, что ИП ведут учет расходов и доходов по так называемому кассовому методу. Это значит, что доходы и расходы в целях налогообложения высвечиваются тогда, когда они оплачены. Своеобразный «принцип кармана»: нет движения денег, нет и налогов.

Но при расчете себестоимости, например, проданных товаров, не говоря о производственном учете, увязать оплату, покупку и продажу невозможно. Конечно, если куплен один телевизор, и он же продан — то связь однозначна. А если 100 позиций, которые поступали в разное время от разных поставщиков, да и еще с частичной оплатой, как от покупателей, так и поставщикам, то связать все ниточки между собой задача логически не всегда разрешимая. Путь двойной записи, разработанный еще венецианскими купцами, для предпринимателей, отвергнут, значит, учет отдан во власть условностей, пропорций и т.д.

Это эффект «черного ящика», с учетом врожденной убогости предлагаемых таблиц, приводит к значительным сложностям, как для проверяемых, так и проверяющих.

Так как книга учета доходов и расходов это налоговый регистр, необходимо сказать и о правилах его заверения.

 Если Вы купили бумажную книгу, то до начала ведения учета должны ее пронумеровать, прошнуровать, скрепить подписью должностного лица и  печатью налогового органа.

Если принято решение вести книгу в электронном виде с помощью любого доступного программного обеспечения, включая популярные офисные приложения, то по окончанию года, необходимо  вывести такую книгу на печать и аналогичным образом заверить в налоговой инспекции.

Исходя  из того, что срок заверения сформулирован как «по окончании налогового периода», то такой срок  уходит в бесконечность, так как любая последующая дата удовлетворяет данному требованию.  

Для предпринимателей применяющих упрощенную систему налогообложения разработаны свои книги: отдельная форма для  объекта налогообложения «доходы» и своя для «доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов». Учитывая, что для нынешней налоговой реформы «упрощенка» является любимым ребенком, порядок и методика ведения этих книг прописаны более детально, и разъяснений по вопросу ведения гораздо больше.

Книги учета при УСН,  представляют собой, не что иное, как позиционную запись расходов/доходов  по мере их оплаты. С точки зрения анализа информации от такого подхода «толку мало» ведь расщепление логической взаимоувязки на хронологическую запись всех оплат не что иное как лоскутное одеяло и чем сложней деятельность, тем оно пестрей. Ориентироваться в этом хаосе информации, пусть и сведенному в табличные столбцы, крайне затруднительно.

По поводу альтернатив между бумажной версией и электронной тактика такая же, как и для предпринимателей на общей системе налогообложения, но срок заверения определен точной датой — последним днем представления отчетности за очередной год.

Но, важно отметить, что нарушение этого срока, ровно как и вообще незаверение книг учета не является налоговым правонарушением и не сопровождается штрафом. Такую позицию подтвердила ФНС России своим письмом в августе этого года.

Есть и еще одно ответвление от упрощенной системы налогообложения набирающее популярность – это УСН на основе патента. Несмотря на то, что налог уплачивается вне зависимости от результатов деятельности, а исходя из некого показателя потенциально возможного к получению дохода, книгу вести надо. Для этого предусмотрено своя облегченная форма, а логикой для такой необходимости может служить возможная потеря статуса «патентной упрощенки». Тогда такой регистр будет подспорьем, что бы обсчитать все недоплаченные налоги.

Что касается предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный  доход, то никаких специальных обязанностей по ведению учета не предусмотрено. На нет и суда, как говориться нет. Поэтому, надо исходить из общих принципов налогового учета, которые заключены в контроле показателей, требуемых для расчета налога. Для ЕНВД — это физические показатели, в зависимости от вида деятельности. Например, при торговле, это площадь торгового зала, значит, должны быть договора определяющие метраж, с которого уплачивается налог, а так же документы, позволяющие определить, что вы, например, торгуете цветами, а не автомобильными запчастями
Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Смотрите наш канал на YouTube
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2017 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости
Публикации
Полезное