ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
О насУслугиНалогиЗарплатаНовостиАналитикаВебинары

Такси в законе

12 сентября 2011

Контроль над бизнесом совершенствуется, настала очередь и такси. Этой осенью вступил в силу закон под номером 69-ФЗ. Несмотря на  неприметное техническое название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», этот закон установил самостоятельные нормы, ранее нигде не прописанные, тем самым  полностью перекроив таксомоторный бизнес.

Самое  главное  заключается в том, что теперь для осуществления деятельности в качестве такси требуется специальное  разрешение.  На раздумье отведено четыре месяца, так как новые штрафные санкции, «заточенные» под частный извоз, начнут действовать с нового года.

Разрешение — это некий упрощенный вариант лицензирования деятельности, под другим соусом, но с прежними ингредиентами. Есть орган, выдающий и отнимающий разрешения, есть плата за них, а также обязательные для исполнения требования, подкреплённые штрафными санкциями.

Безусловно, разрешение как регулирующий барьер расчищает дорогу для тех, кто имеет потенциал (организационный и финансовый) этот барьер преодолеть. Считается, что такие санитарные меры — это благо для потребителя, проявляющееся в виде качества обслуживания, безопасности и т.д.

От требований, предъявляемых для получения разрешения, зависит цена входного билета в таксомоторный бизнес. Требования можно разделить на три группы: для организаций или предпринимателей, для  автомобилей и для  водителей.

Самое капиталоёмкое нововведение связано с тем, что теперь все автомобили, используемые в качестве такси, должны находиться в собственности либо в лизинге юридического лица или предпринимателя

Исторически сложилось так, что даже применительно к организациям множество автотранспортных средств разбросано по физическим лицам, а в качестве связующей нити выступают арендные договора. Теперь придётся аккумулировать эти автомобили на том или ином юридическом лице, либо предпринимателе, желающем осуществлять деятельность такси. Это жёсткое требование, не допускающее компромиссов и, конечно, играющее на руку крупным представителям бизнеса, имеющим соответствующие финансовые возможности. Что касается договоров лизинга, то в теории всё хорошо и  современно, но на практике лизинговые схемы требуют дополнительных расходов, например КАСКО, которые для некоторых могут оказаться неподъёмными.

Привязка к собственности потребует и полной перестройки методов работы диспетчерских служб, имеющих огромный вес в общем объёме услуг, так как намного усложнится процесс привлечения для работы водителей с собственными автомобилями.

Что касается дополнительных требований, предъявляемых к юридическим лицам или ИП, то они должны обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси, проводить контроль технического состояния машин перед выездом на линию, обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра. Надо сказать, что по крайней мере эти требования можно выполнять не собственными силами, а привлекая сторонние организации на основе аутсорсинга.

Если анализировать новые требования к самим автомобилям, то период обязательного техосмотра составляет шесть месяцев. Кроме того, машина должна иметь опознавательный фонарь оранжевого цвета и традиционные шашечки по бокам. К тому же на областном уровне может быть установлено требование наличия одинаковой «боевой раскраски» для всех такси в регионе.

Исходя из того, что разрешение выдаётся на регион, остаётся неясным вопрос принципиальной возможности поездки жителя Рязани на такси, например, в смежную Московскую область. Если окраска чужака будет отличаться от установленной местными правилами, то такой нарушитель будет видим «за версту».

В части интерьера самое главное новшество заключено в обязательном наличии таксометра. Кстати, основная критика  этого прибора для потребителя состоит в том, что сейчас диспетчер, как правило, называет цену при заказе, а при переходе на оплату по таксометру цена услуги может быть увеличена, так как создаётся принципиальная возможность «езды кругами».

Закон затронул и самих водителей — теперь водитель легкового такси должен иметь водительский стаж, подтверждённый документами (например, трудовой книжкой), не менее трёх лет, либо общий водительский стаж не менее пяти лет.

Закон предусматривает целый блок механизмов проверок и штрафных санкций. В принципе, все участники таксомоторного бизнеса в результате перекройке правил, скорее всего, примкнут к крупным компаниям, которые смогут декларировать собственность на автомобили. В качестве альтернативы можно прогнозировать появление индивидуальных предпринимателей, получивших необходимые разрешения на себя. Присутствие на рынке частного извоза будет зависеть от «величины ячеек» в сетке проверок, которые возложены на «орган исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Можно примерить налоговую стоимость для предпринимателя, осуществляющего деятельность такси. В рязанской области возможны два альтернативных варианта — ЕНВД и упрощённая система на основе патента.

Начнем с ЕНВД. Деятельность такси подходит под автотранспортные услуги по перевозке пассажиров. Исходя из действующих коэффициентов, единый налог в месяц составит (с учётом возможных уменьшений) 216 рублей плюс платежи в Пенсионный фонд 1346,63 рубля, итого 1562,63 рубля в месяц.

Аналогичная деятельность на патенте обойдётся в 600 рублей ежемесячного налога плюс всё те же платежи в пенсионный фонд. Таким образом, «вменённые» такси на 384 рублей дешевле, чем такси при применении УСН на основе патента. Однако стоит учитывать, что ЕНВД зависит от количества мест, а наш расчёт выполнен для стандартной пассажирской машины с четырьмя  посадочными местами.

С другой стороны, для сравнения, стоимость только налогов, связанных с заработной платой, из расчёта величины прожиточного минимума в 6800 рублей, составит, не считая страхования от несчастных случаев, 2312 рублей плюс НДФЛ, в зависимости от вычетов, скажем, рублей восемьсот. Получаем 3112 рублей в месяц, подлежащих перечислению в бюджет и на социальное страхование.

Получается, что с точки зрения пополнения бюджета собрать всех частников «под крышами» таксомоторных организаций гораздо лучше, чем оставить их без внимания, либо даже дать альтернативу в виде индивидуальной практики.

Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Смотрите наш канал на YouTube
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2017 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости
Публикации
Полезное