ВойтиСтать клиентом +7 4912 70-10-70
Напишите нам!
О насУслугиНалогиЗарплатаНовости

Лизинг vs Кредит

2 сентября 2011

Финансовые услуги и возникающие в связи с ними экономические отношения — актуальные для бизнеса явления. Допустим, вашей фирме необходимо приобрести основное средство, например автомобиль. Как это лучше сделать — взять автомобиль в лизинг или приобрести его через банковский кредит? Рассмотрим оба варианта.

Вопрос первый. Речь идёт о доступности средств. Практика показывает, что  здесь выигрывает лизинг. Дело в том, что предмет лизинга находится в собственности у лизингодателя, а не в залоге, как при банковском кредите. Поэтому такая юридическая защищённость лизинговых договоров позволяет меньше внимания уделять финансовой отчетности заёмщика, что ускоряет процесс согласований, проверок и т.д.

Смещение акцента на само имущество — предмет лизинга — позволяет малому бизнесу, даже если такие предприятия не подходят под финансовые критерии банков, заключить лизинговый договор, например, исходя из данных управленческой отчётности.

Вопрос второй. Возможная экономия на налогах. Если предприятие находится на общей системе налогообложения, то интересен входной НДС. В этом случае банковский кредит позволяет принять к вычету всю сумму НДС сразу в момент покупки, тогда как лизинг растягивает возмещение по всему сроку договора, так как НДС включён в лизинговые платежи.  При одинаковой стоимости «на круг» то же самое, но временной разрыв в пользу кредита.

При разговорах о лизинге в качестве расхожего аргумента упоминается экономия по налогу на имущество. Все договора лизинга делятся на две больших группы в зависимости от того, на чьём балансе учитывается лизинговое имущество. Если автомобиль учитывается на балансе лизингополучателя, то возникает и налог на имущество.

По общему правилу, стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Это значит, что стоимость имущества будет таять скорее, чем при кредитном договоре, и это плюс. С другой стороны, коэффициент ускоренной амортизации может применяться только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка, и это минус. Но всё же принципиальная возможность как таковая есть. Так что в теории при применении экзотических способов амортизации лизинг выгоднее. Что касается цены, то каждые 100 тысяч  «лишней» средней стоимости имущества в год дают 2,2 тысячи рублей налога.

Что касается налога на прибыль. Лизинговые платежи включаются в расходы в полной стоимости, тогда как проценты по кредиту нормируются. Другими словами, действуют ограничения, завязанные на ставку рефинансирования  ЦБ и, например, сейчас максимальная ставка по процентам при  получении кредита, принимаемая в качестве уменьшения налога на прибыль, составляет 14,85 процента. Проценты в терминах НК РФ — это внереализационные расходы, но, с другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и амортизацию автомобиля. Лизинговый платёж против амортизации плюс расходы на проценты?  Чтобы решить эту задачу, надо считать и исходить из конкретных договорных условий, поэтому ничья.

Если предприятие применяет УСН «доходы, уменьшенные на величину расходов», то необходимо сделать поправку на кассовый метод или, как говорят, «по оплате». Дело в том, что расходы «признаются» только тогда, когда они оплачены. Оплатили лизинговый платёж — получили расход для «упрощёнки».

Что касается приобретения автомобиля за счёт кредита, то ситуация несколько иная. Оплата автомобиля происходит за счёт денежных средств, источником получения которых является кредит. На этом налоговая связь между основным средством и кредитом рвётся. В итоге получаем полностью оплаченный автомобиль с одной стороны, а  с другой — непогашенный кредит. По правилам УСН, всю стоимость основного средства мы принимаем в расходы в течение года, в котором его приобрели, плюс расходы на проценты по мере их оплаты по норме, аналогично налогу на прибыль.

Таким образом, по скорости принятия расходов при УСН кредитная схема — бесспорный лидер.

Но учтите ещё один нюанс. Если Вы при покупке автомобиля в кредит решите его продать, не дожидаясь 3-х лет, отсчитанных от года, следующего за годом приобретения автомобиля, то возникает обязанность эту сумму расходов восстановить: уплатить налог и пени. Такой заградительный барьер установлен НК РФ, чтобы исключить возможные злоупотребления (купил за сто, через год продал за рубль и т.д.)

Напротив, лизинговая схема избавляет от этой неприятности. Дело в том, что для «упрощенцев» все расходы разложены по полочкам. Полочка по лизинговым платежам – это отдельная статья, никак не связанная с расходами на покупку основных средств. Де-факто приняв в расходы всю стоимость основных средств — предмета лизинга, вы сможете легче продать такое имущество.

Вопрос третий.  При пользовании чужими деньгами при кредите или лизинге надо сравнивать стоимость этих денег для получателя. Если привлечён кредит, то в качестве индикатора выступает процентная ставка. Если лизинг, то дело сложней, так как  доход лизинговой компании «зашит» внутрь лизингового платежа. В таких случаях часто ориентируются на некий показатель переплаты, или коэффициент переплаты. Например, купил имущество за миллион, отдал «лишних» сто восемьдесят тысяч. В таком случае переплата составляет 18%. Но для сравнения стоимости лизинга относительно кредита такой подход в корне неверен. Переплата не одно и то же, что процентная ставка, которую Вы фактически вносите как плату за пользование кредитными средствами. Для расчёта такой ставки надо учесть возврат долга в течение периода. При систематическом возврате основной долг уменьшается, а вместе с ним  уменьшается и сумма процентов. Поэтому переплата в нашем примере будет равна 18 % годовых, только при возврате долга разом, в конце года.

При реальной конвертации суммы переплаты по лизинговым платежам в процентную ставку с учётом динамики погашения долга часто можно получить процентов 20-25.

Такие расчёты сделать сложно, но можно, и в целом лизинговые договора стоят дороже, чем аналогичные кредитные. С экономической точки зрения это вызвано тем, что, как правило, лизинговые компании — это «вставка» межу банком и фирмой, и в этом случае, как при любом посредничестве, стоимость услуг возрастает.

Андрей Жильцов
Директор СБК «Профит»
Все статьи:
Смотрите наш канал на YouTube
Наш офис в Рязани:
г. Рязань, ул. Соборная, д. 13
тел. (4912) 28-40-04, 70-10-70
факс (4912) 28-38-88
Контактная информация
© 2006—2024 ООО «Специализированная бухгалтерская контора «Профит»
ОГРН — 1026201257818
ИНН — 6231054413
КПП — 623401001
Разработка сайта PBCdesign.ru
О компании
Вакансии
Новости